ГООАУ ДПО «МОЦПК СЗ»

183014, г. Мурманск, ул. Бочкова, дом 6

Телефон

8 (8152) 52-21-13

Факс 8 (8152) 52-21-13

Эл. почта moupk@mail.ru

     Режим работы:

     пн-пт: с 09:00 до 16:42
     перерыв на обед:
     с 13.00 до 13.30
     сб-вс: выходной


 

 

Решаем вместе
Недовольны работой больницы?

ОБЗОР МАТЕРИАЛОВ ЭЛЕКТРОННОГО ЖУРНАЛА «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ» № 6_2024

Рубрика – Внедрение клинических рекомендаций

 

ИВАНОВ И. Изменили сроки перехода на клинические рекомендации. Чек-лист для самооценки

Автор статьи предлагает чек-лист для самооценки, чтобы проверить готовность клиники к работе по клиническим рекомендациям. Переходный период продлили до 2025 года. В чек-листе — главные точки контроля и решения, как устранить недоработки. Комплект локальных документов прилагается.

Основные тезисы статьи:

1.      Изменили сроки внедрения клинических рекомендаций. Так, клинические рекомендации, которые разместят в рубрикаторе на сайте Минздрава в 2024 году, вступят в силу с 1 января 2025 года. Более ранние клиники уже обязаны учитывать в работе.

2.      По каждой клинической рекомендации клиники должны разработать протоколы лечения, блок-схемы и чек-листы для контроля.

3.      В каждом подразделении должен быть полный перечень клинических рекомендаций. Медперсоналу необходимо обеспечить свободный доступ в режиме 24/7 и организовать обучение.

4.      Медицинские организации обязаны обеспечить контроль за соблюдением клинических рекомендаций.

 

Рубрика – Внешние проверки

 

 

ИВАНОВ И., БЕРСЕНЕВА Е., МУХАМЕДЬЯНОВА А., ЗИНОВЬЕВА Е. Нарушения в работе с медизделиями. Алгоритм самопроверки

Авторы статьи подготовили алгоритм самопроверки по контролю качества и безопасности обращения медизделий с учетом основных ошибок, которые были выявлены в ходе внеплановых проверок, проведенных Росздравнадзором в 2023 году. С помощью этого алгоритма можно убедиться, что клиника застраховались от ошибок на всех этапах работы с медицинскими изделиями.

Основные тезисы статьи:

1.    Нарушения в обращении медизделий происходят, когда сотрудники и пациенты недостаточно информированы. Следует проводить обучение для медработников, если начинаете использовать новые медизделия.

2.    Во время закупки медизделий необходимо проверять не только наличие документов, но и сверять информацию в них. Убедитесь, что сведения из эксплуатационных документов соответствуют информации в регистрационном удостоверении.

3.    Контролируйте техническое состояние медизделий и проводите метрологические проверки. Сверяйте условия хранения и сроки годности с информацией на этикетке медизделия.

4.    Разработайте алгоритм взаимодействия медицинской организации с Росздравнадзором. Назначьте ответственных лиц, которые будут передавать в орган надзора информацию о нежелательных событиях.

 

 

Рубрика –Маркировка медизделий

 

ИВАНОВ И., ТРОФИМОВА Е., БОРИСОВА Е., БЕРСЕНЕВА Е. Как принимать и выводить из оборота маркированные медизделия. Алгоритм для клиник

Авторы статьи рекомендуют проверить, что сотрудники добавили в профиле клиники в ГИС МТ новые группы медицинских изделий, которые подлежат обязательной маркировке, напомнили, что с 1 октября 2023 года клиники обязаны идентифицировать обеззараживатели — очистители воздуха, ортопедическую обувь и коррегирующие элементы, а также кресла-коляски.

Основные тезисы статьи

1.      С 1 марта 2024 года маркируют слуховые аппараты, коронарные стенты, компьютерные томографы, гигиенические изделия, используемые при недержании.

2.      До 31 августа 2024 года можно реализовать медизделия без средств идентификации до истечения сроков их годности или срока службы.

3.      С 1 сентября 2024 года медорганизации должны будут передавать в Честный знак сведения о выводе из оборота каждой единицы маркированных медизделий.

4.      С 1 сентября 2025 года медорганизации будут обязаны направлять в Честный знак сведения о приемке каждой единицы маркированных медизделий — то есть полностью отчитываться об обороте.

 

Рубрика – Организация лечебно-диагностической работы

 

СТАРОВОЙТОВА И. Экспертиза временной нетрудоспособности для особых категорий граждан. Инструктаж для врачей

 

Автор статьи подготовила инструктаж для врачей по оформлению листков нетрудоспособности для особых категорий пациентов — полицейских, самозанятых и индивидуальных предпринимателей. Проинструктируйте врачей, каким гражданам листки оформлять нельзя и какие документы выдать взамен. Чтобы снизить риск конфликтов с пациентами, автор предлагает воспользоваться памяткой:

Ø    Памятка для пациентов. Правила выдачи больничных для самозанятых и ИП

 

БЕНЯН А., ХРАНОВСКИЙ Д. Самарский хирургический чек-лист превзошел ВОЗовский. Образец, чтобы внедрить в клинике

Авторы статьи предлагают новый чек-лист для хирургического стационара — ПИН-КОД. Инструмент, который внедрили в Самарской области с 2019 года, одобрили в Росздравнадзоре. Частота неблагоприятных событий в клинике снизилась на 23 процента, а послеоперационной летальности — на 0,4 процента.

 

 

Рубрика – Работа с документами

 

КАРАЙЛАНОВ М., КОРЧАГИН Е., СТАРКОВА С., ФИЛЮШИНА Д. Минздрав требует перейти на электронный документооборот. Почему не получается сразу внедрить и можно ли еще подождать

Михаил Мурашко объявил, что переход на электронные медицинские карты с 2024 года станет обязательным. В статье — опыт главврачей, которые уже перестроили работу. Практики рассказали, с какими проблемами столкнулись, как их решали. Кроме того, - рекомендации, как выбрать МИС, и когда клиникам придется полностью перейти на электронный документооборот. В конце статьи — новый список структурированных электронных медицинских документов-2024, алгоритмы и чек-листы, чтобы проверить готовность клиники.

 

Работа в ЕГИСЗ. Комплект видеоинструкций

Сотрудники редакции журнала собрали в статье видеоинструкции от члена комиссии по аттестации экспертов Росздравнадзора в Челябинской области КУЧИНА Н. по работе в ЕГИСЗ, рекомендуют использовать их, чтобы проинструктировать подчиненных и проверить их работу:

Кого назначить ответственным за работу с ЕГИСЗ

Какие сведения обязательно вносить в ФРМР

Как проверить данные медработников в ФРМР

Какие сведения обязательно вносить в ФРМО

Как проверить данные медорганизации в ФРМО

Как Росздравнадзор проверит ведение ФРМО и ФРМР

 

Рубрика – Опыт регионов

 

КОРЧАГИЕ Е., ШНЯКИН П., НИКОЛАЕВА Н., ДРАНИШНИКОВ С., ЕГОРОВ К. Создание системы менеджмента качества: опыт краевой клинической больницы

Авторы статьи, сотрудники Краевой клинической больницы города Красноярска (далее — ККБ) предлагают два кейса по внедрению СМК. На примере стандартизации процесса оказания медицинской помощи при ОНМК и оптимизации процесса управления оборудованием разобрали стратегию внедрения пошагово. С помощью этого подхода ККБ смогла не только приблизить показатели к нормативным, но и вовлечь в работу над качеством сотрудников. Какие алгоритмы можно использовать, чтобы подчиненные сами захотели провести оптимизацию рабочих процессов – можно узнать, прочитав статью.

Основные тезисы статьи

1.      Разобраться в процессах, которые тормозят работу отделения можно, если в течение нескольких дней проводить круглосуточный мониторинг. Мы наблюдали за действиями сотрудников приемного отделения при поступлении пациентов с ОНМК в течение 7 дней и собрали всю необходимую информацию, чтобы выявить проблему.

2.      Проанализировать собранную информацию можно с помощью графиков и контрольных карт Шухарта. Мы смогли убедиться, что ожидание в приемном отделении связано не с действиями врачей, а с недостатками системы.

3.      Чтобы сократить время ожидания, необходимо перевести последовательные действия в параллельные и повысить информированность сотрудников при передаче пациента от одного специалиста другому.

4.      Когда стандартизируете процесс «Управление оборудованием», следует указать не только операции, которые необходимо выполнить, но и ответственных лиц.

5.      Сократить количество поломок оборудования можно, если составить простую и понятную инструкцию для среднего медперсонала, который с ним работает.

6.      Необходимо собрать всю информацию по оборудованию в одном месте, так чтобы все сотрудники могли своевременно получить к ней доступ.

 

ИВАНОВ И., БЕРСЕНЕВА Е., БЕЛЕНЬКАЯ В., АНДОВЕРОВА А. Как управлять качеством и безопасностью меддеятельности на основе непрерывного улучшения. Опыт поликлиники

В статье — опыт коллег из ГАУЗ ТО «Городская поликлиника № 5» (г. Тюмень), которые в 2018 году впервые прошли добровольную сертификацию и внедрили систему непрерывного улучшения. В результате показатели по знанию СОПов выросли на 34 процента. Читайте, что изменили в стандартизации процессов, внутреннем обучении и контроле.

Основные тезисы статьи

1.    Автоматизировали информирование персонала о новых СОПах и контроль знаний. Отдельно ввели учет по новым сотрудникам.

2.    Сформировали приверженность работников к стандартизованному подходу: каждый третий СОП инициировали сотрудники или рабочие группы, в том числе по результатам анализа нежелательных событий.

3.    Разделили практическое обучение на плановое и внеплановое. Темы планового: внутренние стандарты, экстренная и неотложная помощь, гигиеническая обработка рук. Внеплановое проводят по результатам внутренних аудитов и ЭКМП, а также результатам отбора инцидентов.

4.    Используют трехуровневую систему для информирования сотрудников о результатах проверок, чтобы повысить эффективность внутренних аудитов.

 

 

Рубрика  Качество диагностики и лечения

 

Как провести дифференциальную диагностику конъюктивитов; что делать, если антибиотик не помогает, как оценить риски инфекций во время беременности - подборка для врачей-специалистов.

Редакция журнала предлагает подборку статей для клинических врачей-специалистов, рекомендует передать коллегам инструкцию, как различать аллергическую реакцию на лекарство и побочный эффект, пошаговый алгоритм диагностики золотистого стафилококка, памятку для врачей, как выбрать модель общения с пациентом.

 

В данном выпуске размещены следующие статьи:

 

Ø    ЧЕКМАРЕВА И. Как отличить побочный эффект лекарства от аллергии на него — краткое руководство для терапевтов

В статье — все, что нужно знать терапевту о лекарственной аллергии. В основе —исследования, проведенные в мире за последние 10 лет. Прочитав статью, узнайте, какие лекарства чаще всего вызывают аллергические реакции, как отличить их от побочных эффектов, почему тесты с препаратами проводят только в стационаре и всегда ли при аллергии на пенициллины запрещают применять бета-лактамные антибиотики.

Главное в статье

1.    Аллергические реакции на лекарства и их побочные эффекты — разные события

2.    Серьезные аллергические реакции на лекарства развиваются в течение часа после приема

3.    Чаще всего аллергические реакции вызывают антибиотики, нестероидные противовоспалительные препараты и местные анестетики

4.    Диагностика лекарственной аллергии состоит из трех этапов: сбора анамнеза, диагностических тестов и проб с препаратов

 

Ø    ЕВДОКИМЕНКО В. Что делать, если антибиотик не помогает. Пошаговый алгоритм диагностики полирезистентных возбудителей

Автор начинает цикл статей по антибиотикорезистентным инфекциям. В первой части — пошаговый алгоритм диагностики. Его составили на основании актуальных отечественных и зарубежных рекомендаций. Узнайте, каких возбудителей относят к полирезистентным, как уже на первом приеме понять, что у пациента золотистый стафилококк и почему нужно стратифицировать факторы риска.

Главное в статье

1.      Антибактериальную терапию нужно проводить, только если есть клинико-лабораторные признаки бактериальной инфекции

2.      Возбудителя можно идентифицировать благодаря определенным факторам риска в анамнезе и микробиологическим исследованиям

3.      Чтобы определить тип инфекции, можно использовать результаты исследований или стратификацию факторов риска полирезистентных возбудителей

4.      Для стратификации пациентов по факторам риска резистентных возбудителей эксперты рекомендуют использовать специальную таблицу

 

Ø   ЯБЛОКОВА И. Вирусный или бактериальный – как провести дифдиагностику конъюнктивитов и не назначить антибиотики зря

В статье — проверенные критерии дифдиагностики вирусных и бактериальных конъюнктивитов. Как отличить два разных воспаления, не назначить антибиотики профилактически и подобрать эффективную терапию, читайте в статье. Цель - снижать количество необоснованных назначений антибактериальных препаратов.

 

Ø    ПОПОВА Р. Инфекции во время беременности: как оценить риски и предотвратить осложнения

Врач-терапевт подготовила статью, которая поможет понять, какие риски возрастают при заражении ветряной оспой, краснухой, инфекциями мочевых путей (ИМП) и ОРВИ во время беременности, а также как действовать врачу в таких ситуациях. Когда нужно назначить антибиотики или противовирусные, а когда лечение симптоматическое – можно узнать из статьи. В качестве бонуса — схемы дозирования препаратов для терапии ИМП.

 

Ø    НИКОЛАЕВА Н. Патернализм, консумеризм, партнерство: как кардиологу выбрать модель общения с пациентом для выстраивания конструктивных отношений

Автор статьи, врач-психотерапевт, рассказала об основных моделях отношений «врач — пациент». Каждая из них подходит для определенных типов личности: читайте в статье, кому подойдет патернализм, как разговаривать с пациентами с высоким социальным статусом и почему партнерство — наиболее состоятельная модель отношений.

 

 

 

Ознакомиться с полным оглавлением выпуска журнала можно на сайте e.uprzdrav.ru.

 

Для получения текста заинтересовавшей статьи, а также образцов рабочих инструментариев медсестер слушатели могут обратиться в библиотеку ГООАУ ДПО «МОЦПК СЗ», направив запрос - заявку на электронную почту mocpk_lib@mail.ru. Заявка составляется в произвольной форме, с обязательным указанием ФИО слушателя и номера цикла, на котором проходит обучение. Моб. т. + 7 900 936 16 03.

 

Наверх