Режим работы:
пн-пт: с 09:00 до 16:42
перерыв на обед:
с 13.00 до 13.30
сб-вс: выходной
Рубрика – Внешние проверки
ИВАНОВ И., БЕРСЕНЕВА Е., МУХАМЕДЬЯНОВА А. Новый индикатор риска в сфере обращения медизделий как повод для внеплановых проверок
Минздрав планирует ввести новый индикатор риска для внеплановых проверок в сфере обращения медизделий. Основанием для внеплановой проверки может стать наличие сведений о том, что в медицинской организации в течение 6 месяцев было два или более отклонений в работе медицинского изделия. При этом данное обстоятельство не привело к причинению вреда здоровью, не создало угрозу жизни пациентов.
Цель внесения изменений в приказ — усилить контроль за безопасностью медицинских изделий и своевременно выявлять возможные проблемы с их функционированием.
В статье — инструкция, которая поможет обеспечить качественное и безопасное обращение с медицинскими изделиями в медицинской организации и исключить возникновение неблагоприятных событий.
ИВАНОВ И. Итоги проверок Росздравнадзора за 2023–2024 гг. Типичные нарушения и риски
В статье:
- результаты плановых проверок Росздравнадзора за 2023 год. Росздравнадзор в рамках государственного контроля проверял такие сферы: соблюдение прав граждан, порядок оказания медпомощи, внутренний контроль качества, правила проведения экспертиз и другие;
- результаты внеплановых проверок Росздравнадзора в 2024 году. Были проведены внеплановые контрольные мероприятия в 9 субъектах 20 медорганизаций трех уровней оказания медицинской помощи. Проверки инициировали из-за роста числа обращений граждан, а также показателей общей смертности, смертности от болезней системы кровообращения, злокачественных новообразований. В 30 процентах случаев нарушали маршрутизацию, этапность, преемственность в оказании медпомощи, в 26 процентах — сферу внутреннего контроля, в 20 — клинические рекомендации, в 15 и 9 процентах — профилактику и экспертизу. Подробную информацию о результатах проверок можно узнать, прочитав данную статью.
КОВАЛЕВСКИЙ С. Какие формулировки в протоколе разногласий со страховой помогут отстоять клинику, а какие навредят. Пять рекомендаций
Автор статьи, эксперт компании «СОГАЗ», предлагает рекомендации, как зафиксировать в протоколе разногласия со страховой, чтобы снять претензии к клинике. В статье разобраны пять спорных случаев, по каждому из них – предупреждение об ошибках медицинских организаций, из-за которых протокол не примут. Приведены примеры, как сформулировать аргументы клиники, чтобы претензии сняли.
Рубрика – Внедрение клинических рекомендаций
ГРОЗДОВА Т. Как внедрить клинические рекомендации без финансовых санкций со стороны ТФОМС и СМО
В конце декабря 2023 года Госдума приняла Федеральный закон от 25.12.2023 № 625-ФЗ. Период поэтапного перехода медицинских организаций к оказанию помощи на основе клинических рекомендаций продлили до 1 января 2025 года (постановление Правительства от 17.11.2021 № 1968). В Крыму и Севастополе переход будет возможен до 1 июля 2025 года1, а в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях клинреки разрешают не применять до 1 января 2026 года.
В статье - все действия, которые должна предпринять медицинская организация при переходе на клинические рекомендации при оказании медицинской помощи.
Рубрика – Правовые аспекты
ХМЕЛЕВСКАЯ Е. Четыре ошибки клиник в работе с жалобами пациентов, которые приводят к неожиданным штрафам. Проверьте, что знаете последствия
В октябре 2023 года законодатели дополнили статью 14.8 КоАП штрафами за нарушение сроков ответа на жалобу пациента (Федеральный закон от 19.10.2023 № 505-ФЗ). Медицинская организация получит новый штраф, если необоснованно откажет или уклонится от рассмотрения требования потребителя. Помимо этого, исполнитель может получить штраф за такое нарушение и при проверке Росздравнадзора. Все последствия для клиник — в таблице.
В статье - меры профилактики от ошибок, которые допускают клиники при работе с претензиями пациентов. Автор статьи разъяснила, что ждет клинику за нарушение сроков ответа на претензии, и дала советы, как продлить срок рассмотрения. Также дала рекомендации по работе с электронными обращениями. В приложениях - образцы ответов для пациента и алгоритм для работы с жалобами.
Когда клиника обязана предоставить сведения о пациенте страховой по запросу. Скринкаст
Редакция журнала предлагает скринкаст «Вправе ли клиника предоставить сведения о пациенте по запросу страховой», чтобы определить, когда предоставлять сведения о пациенте страховой, а когда вы вправе отказать.
ХМЕЛЕВСКАЯ Е. Можно ли дополнять форму ИДС, которую утвердил Минздрав. Разъяснения от советника специализированной юридической компании в области медправа
В статье — разъяснения по оформлению индивидуальных добровольных согласий на медицинское вмешательство (ИДС). Автор статьи, адвокат и советник ООО «Специализированная юридическая компания в области медицинского права “РМК”», прояснила, можно ли расширить текст формы ИДС, которую утвердил Минздрав: добавлять виды медицинских вмешательств и предупреждения. Рассказала, как действовать в ситуациях, когда перечня вмешательств из утвержденной формы оказывается недостаточно. Предлагает проверить формы в своей клинике, чтобы избежать штрафов при проверках.
Рубрика – Опыт регионов
КОРЧАГИН Е., СИМАКОВА В., ВОРОНИНА О., ХОМЧЕНКОВ Р. и др. Как повысить качество оказания медпомощи пациентам с ХСН. Опыт краевой клинической больницы
Болезни системы кровообращения в Красноярском крае, как и в других регионах РФ, занимают ведущее место в структуре заболеваемости и смертности населения. Причиной большого количества смертей от сердечно-сосудистых заболеваний становятся хронические формы ишемической болезни сердца, 35 процентов от них — это хроническая сердечная недостаточность. Чтобы снизить смертность населения от хронических форм ишемической болезни сердца и ХСН, необходимо оптимизировать процессы оказания медпомощи пациентам, что улучшит своевременность, доступность, эффективность и безопасность оказания медпомощи. Результат — увеличим продолжительность и повысим качество жизни пациентов. Как это сделать на основе совершенствования процессов на региональном уровне — можно узнать, прочитав статью.
АНДОВЕРОВА А., ИВАНОВ И., БЕРСЕНЕВА Е., ЛОГИНОВА Н., ТАУТ Д. Внедрение практических рекомендаций: как влияет на уровень безопасности меддеятельности. Опыт клиник Тюменской области
Одна из задач каждой медицинской организации — предотвратить и снизить уровень риска и вреда, который можно причинить пациентам, снизить число медицинских ошибок. Практические рекомендации Росздравнадзора помогают выстроить систему управления качеством и безопасностью меддеятельности.
С 2018 года коллеги из Тюменской области активно ведут внедрение Практических рекомендаций в работу всех медицинских организаций. Сейчас в регионе 19 медицинских организаций имеют действующий сертификат добровольной сертификации «Качество и безопасность медицинской деятельности». Из статьи можно узнать, каким образом была проведена оценка уровня культуры безопасности и проанализирована динамика изменений с 2020 года и насколько внедрение Практических рекомендаций может повысить уровень культуры безопасности медицинских работников.
Рубрика – Качество диагностики и лечения
Как диагностировать плеврит и "болезнь вейперов", когда гипертрофия аденоидов — это норма, чем лечить мигрени – подборка для врачей-клиницистов
Редакция журнала предлагает подборку статей для клинических врачей-специалистов, рекомендует передать коллегам руководство по диагностике плевритов, алгоритмы медикаментозной терапии мигреней и правила маршрутизации пациентов с признаками железодефицитной анемией.
В данном выпуске размещены следующие статьи:
Ø САФОНОВА А. Пунктировать пациента или оставить его в покое? Подробное руководство по диагностике плевритов для терапевтов
В статье — подробное руководство по диагностике плевритов. Автор статьи составил его на основании трех актуальных клинических рекомендаций Минздрава. На какие симптомы нужно обратить внимание в первую очередь, как подтвердить диагноз и в каких случаях необходимо делать пункцию – можно узнать из статьи.
Главное в статье:
· Выделяют три формы плевритов: экссудативную, «сухую» и слимчатую
· Отдельно выделяют синдром плеврального выпота — накопление экссудата или транссудата из-за заболеваний других внутренних органов
· Основной метод диагностики плевритов — рентген органов грудной клетки (ОГК) в прямой и боковой проекциях
· Причину выпота в плевральной полости можно верифицировать при помощи лабораторного исследования мокроты, выпота или биоптата
Ø ЧЕРНОБАЕВА О. Топ-3 вопроса по гипертрофии аденоидов – когда это норма и ее можно не лечить
В статье - ответы на вопросы об одном из самых спорных диагнозов — гипертрофии аденоидов. В основе — данные последних международных исследований и современные Американские рекомендации. Узнайте, почему рентген лучше не использовать для диагностики, в каких случаях лечение можно вообще не назначать, когда достаточно консервативной терапии, а когда уже требуется операция.
Главное в статье
· Золотой стандарт диагностики – эндоскопическое исследование с помощью гибкого эндоскопа
· Степень гипертрофии аденоидов не считают главным показанием для хирургического лечения
· С помощью рентгенографии нельзя оценить визуально носоглотку, ее содержимое, слуховые трубы; невозможно провести дифдиагностику с объемными образованиями
· Консервативное лечение необходимо, когда есть клинические признаки рецидивирующего риноаденоидита: продуктивный кашель, выделения из носа, периодическое затруднение носового дыхания
АВЕТИСОВА К. Триптаны, НПВС и противорвотные: кому, когда и как – 17 вопросов и ответов о купировании приступа мигрени от Международного общества головной боли
В августе 2024 года Международное общество головной боли опубликовало практическое руководство по медикаментозному лечению приступов мигрени. Автор статьи, эксперт журнала и практикующий специалист по лечению боли, разобрала рекомендации и рассказала, как применять их в реальной клинической практике, когда доступ к препаратам ограничен. Как действовать, если один триптан не помогает, как правильно комбинировать препараты, чтобы избежать абузусной головной боли, и как помочь особым группам пациентов — детям, пожилым и беременным.
Главное в статье
· Обучите пациента правильно принимать обезболивающие — в первые 30-60 минут от начала приступа и в достаточной терапевтической дозе
· Если ни триптан, ни НПВС не помогают справиться с болью, используйте их комбинацию
· Противорвотные препараты улучшают биодоступность анальгетиков и состояние пациентов
· Опиоидные анальгетики нельзя использовать для купирования мигрени — это бесполезно и небезопасно
САФОНОВА А. «Болезнь вейперов» — новое заболевание легких у подростков и молодых пациентов. Как точно поставить диагноз и не допустить РДС
EVALI (e-cigarette, or vaping, product use associated lung injury) или «болезнь вейперов» — это неинфекционное повреждение легких, связанное с вейпингом.
В статье — подробный разбор клиники «болезни вейперов» — новой тяжелой патологии легких, распространенной среди молодых людей. Читайте, чем EVALI отличается от других респираторных заболеваний, какие исследования назначить, чтобы провести дифдиагностику, и по каким критериям поставить точный диагноз.
ЧЕКМАРЕВА И. Проявления дефицита железа и витамина В12 в полости рта – правила диагностики и маршрутизации пациентов
Любая анемия — это снижение уровня гемоглобина и в большинстве случаев — гематокрита и количества эритроцитов. Критерии этого состояния отличаются у мужчин и женщин. Кроме того, они не подходят для диагностики анемии у детей — у них нормы показателей нужно проверять по специальным возрастным таблицам.
В статье — подробный разбор главных проявлений железо- и В12-дефицитных анемий в полости рта. На что в первую очередь нужно обратить внимание при осмотре, как по цвету и текстуре языка определить степень анемии и о каких симптомах спросить пациента – можно узнать, ознакомившись со статьей. Иллюстрации прилагаются.
Ознакомиться с полным оглавлением выпуска журнала можно на сайте e.uprzdrav.ru.
Для получения текста заинтересовавшей статьи, а также образцов рабочих инструментариев медсестер слушатели могут обратиться в библиотеку ГООАУ ДПО «МОЦПК СЗ», направив запрос - заявку на электронную почту mocpk_lib@mail.ru. Заявка составляется в произвольной форме, с обязательным указанием ФИО слушателя и номера цикла, на котором проходит обучение. Моб. т. + 7 900 936 16 03.